Поводом для поднятия этой темы стала случайная встреча с проходящими мимо девушками-старшекласницами из нашего поселка, в разговоре которых большинство слов составляла нецензурная брань.

Сквернословие наводит проклятие.

«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11).

Эти слова почти 2000 лет назад Господь сказал людям, слушавшим Его проповедь. К сожалению, сейчас, это поучение стало, еще актуальнее, чем во времена Христа.

Сегодня мало кто удивляется, услышав где-нибудь нецензурную брань. И еще меньше людей задумываются над тем, что же кроется за «крепким словцом»?

Подчеркивая важность величайшего дара, данного людям, - дара слова, - Спаситель предостерегает: «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37). Следовательно, бранясь, человек сам готовит себе участь в Вечной жизни. В определенном смысле, сквернословящий подвергает себя проклятию, отступая от данной Богом заповеди, осуждая себя невоздержанностью своего языка.

Церковь всегда остерегала своих чад от этого греха. "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе... " (Еф. 4,29) - учит апостол. "А блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас..." (Еф. 5,3) - настаивает он. Но именуются. Гнилые слова сегодня стали нормой в языке нашего народа. Сквернословие употребляется даже в семьях, и не только в общении между взрослыми, - зачастую детские уста оскверняются гнилыми словами.

Причиной для сквернословия уже не служит раздражение, гнев, но скверные, гнилые слова стали частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюблённые. Это признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры и такта в общении между людьми.

Но особенно печально то, что сквернословие по своей обыденности и распространённости многими не считается за грех.

СКВЕРНОСЛОВИЕ - ОТ СЛОВА СКВЕРНА

Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова скверна.

В словаре В. Даля, который является результатом глубокого изучения живого народного русского языка, сказано: "Скверна - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное".

Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов.

Грех сквернословия был осуждён Церковью на Карфагенском соборе (прав. 71):

"Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других". Употребляющий скверную брань, прежде всего, позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам рождён и воспитан матерью.

СКВЕРНОСЛОВ ЛИШАЕТСЯ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Среди православных верующих живёт предание, что Пресвятая Дева Богородица особо просит у Господа спасения Святой Руси, ибо Русь есть Дом Богородицы, один из Её уделов на земле.

Но, молясь за православную Русь, Пречистая Богородица не молится за тех, кто ругается матом. И в русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками. Матерный язык есть наследие языческих времен, когда славянские племена ещё не соединились в единый русский народ, создавший великую культуру, сформированную православным воспитанием.

РУССКИЙ ЯЗЫК - ДАР БОЖИЙ

Через святых монахов Кирилла и Мефодия нашему народу Творец Вселенной дал язык редкой красоты, богатства и выразительности. И от этого языка отказываются матерщинники. Вместо Богом данного богатства, они употребляют жалкий наборчик гнусных слов, подсказанных извечным врагом рода человеческого. Такие люди сознательно калечат в себе образ Божий.

Словом Бог сотворил всё. "И сказал Бог: да будет свет" (Быт. 1,3).

Слово - оружие и человеческого творчества. Слово должно нести благодать – выражать любовь, добро, служить назиданием в вере, то есть приближать к Богу, а не удалять от Него. Сквернословием же сеется тьма.

ГНИЛАЯ РЕЧЬ РАСТЛЕВАЕТ ЧЕЛОВЕКА

Вот как говорит апостол Иаков о грехах языка: "Посмотри, небольшой огонь так много вещества зажигает; и язык - огонь, прикраса неправды... это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда... " (Иак. 3, 5-8).

Привычка к сквернословию формирует нравственный облик человека. Это признак его духовного и нравственного разложения.

Сквернослов не только отдаёт свою душу во власть бесов, он ещё и влияет на состояние души окружающих его людей. Злоречие ожесточает его, он не щадит ни стыдливости женщин, ни детской чистоты.

А ведь любая информация преобразует, изменяет сознание. Как же может преобразовать сознание скверная брань? Только раз услышанное слово живёт в нас до конца жизни. Всю жизнь! Анестезиологи рассказывают, что под наркозом, когда ослабевает воля человека, случается, что люди, никогда в жизни не говорившие скверных слов, произносят что-то из ранее услышанной брани.

Так вырождается нравственность народа - из поколения в поколение. Сейчас это явление особенно усилилось, потому что очень многие пристрастились к сквернословию.

НАКАЗАНИЕ ЗА ГРЕХ

Святая Православная Церковь учит, что до всеобщего Страшного суда душу каждого умирающего человека ждёт частный суд. Душа проходит мытарства, где её истязают бесы за грехи, совершённые в земной жизни. Поэтому так страшно умереть без покаяния!

Есть люди, которые думают: погрешу немного, а потом покаюсь. Но мы видим немало примеров, когда Господь не даёт покаяния грешнику, который не собирался в своей жизни бороться с грехом.

Ныне большинство людей легкомысленно относятся к загробной жизни, не боясь гневить Бога, легко отворачиваются от Церкви, равнодушны к молитве и не желают отказываться от своих грехов. И среди самых распространённых грехов - сквернословие, заполонившее речь нашего народа.

Что делать?

Действительно, трудно противостоять разлагающему и стремительно разрастающемуся, словно злокачественная опухоль греху сквернословия. Для нас и наших детей средствами, укрепляющим нас и исцеляющим от страшной греховной болезни сквернословия являются таинства исповеди и покаяния. Ведь приступая к ним, с должным приготовлением, мы становимся способными восстановить с помощью Божией чистоту нашего сердца, которое уже не сможет служить источником для зловонного потока сквернословия, а будет только лишь чистым источником славословия и благодарения Богу.