Из каких частей состоит православный храм.
- Алтарь, зал для молящихся и притвор.
- В Алтаре: Престол и Жертвенник
- Иконостас
Зал:
- центральный аналой, подсвечники, в т. ч. канун, Распятие (Голгофа).
Притвор:
- вход на клирос и свечная лавка.
Иконопись – богословие в красках, Евангелие в красках.
Христос Пантократор.
Синай. 7 век.
Спаситель.
Андрей Рублев. 15 век.
Господь Вседержитель.
В. Васнецов. 19 век.
Две техники росписи:
- Каноническая – начинает формироваться в 4 веке и достигает совершенства в 14,15 веках.
- Академическая – появляется только в середине XVIII века, но наибольшее распространение приходится на XIX век. В качестве ориентира при создании данной техники были выбраны художники эпохи возрождения. Их картины насыщенны цветами и эмоциями, и именно это передается на иконах и фресках, написанных в академическом стиле. Но не всеми было положительно воспринято это нововведение. Например, знаменитый художник Васнецов В. М. называл подобный стиль слишком светским. Поэтому, когда в конце XIX века популярность академической росписи начала спадать, он взялся за ее преобразование. В качестве ориентира в этот раз он выбрал не западных художников, а византийскую классику и русские традиции, разбавив их современными течениями в искусстве. В результате иконы и фрески стали более приближены к классической росписи, но не потеряли своей уникальности. Так и появился тот стиль, который сегодня именуется академическим.
Определение варианта росписи того или иного храма зависит от его архитектуры, местности, в которой он расположен, и стиля иконостаса и алтаря. Фрески и иконы должны сочетаться со всем, создавая общий благодатный образ.
Купол
В куполе Господь выше всех и в окружении ангелов. Библия начинается с того, что Господь сотворил небо и землю. Небо – ангельский мир, земля – все материальное, что можно потрогать и увидеть. Всегда вокруг Бога изображаются ангелы. Куда бы мы ни посмотрели, на всех изображениях присутствуют Ангелы. Вознесение Господне, новорожденный младенец Христос, Успение Божией Матери. Сам Христос говорил, указывая на свое Божественное происхождение: «Когда придет Сын Человеческий судить живых и мертвых и все ангелы с ним…».
Ангелы же расположены как некие лучи вокруг Бога. Свт. Игнатий Брянчанинов говорил: «Ангелы есть сияние Божественной славы».
За ангельским миром между окошками в куполе расположились ветхозаветные праотцы. Их чуть больше 10:
1. Адам,
2. Сиф,
3. Енос,
4. Каинан,
5. Малелеил,
6. Иаред,
7. Енох,
8. Мафусаил,
9. Ламех,
10. Ной.
Также в сонме праотцов почитаются:
• Праведный Авель, сын Адама
• Праведный Сим, сын Ноя
• Праведный Иафет, сын Ноя
Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному.
К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. πατριάρχης, родоначальник, праотец). Церковь почитает десять допотопных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт. 5:1-32). А некоторые из них были вместе с телом вознесены на небо – пророк Илия и Енох.
Неделя святых праотец отмечается в предпоследний воскресный день перед Рождеством Христовым
После Господа, Ангелов и Праотцев обычно изображаются пророки. В медальонах по периметру барабана изображены Ветхозаветные пророки.
Пророки – святые ветхозаветных времен, предвидевшие по Божественному Откровению пришествие Христа Спасителя, предсказывавшие будущие события и возвещавшие израильскому народу волю Божию.
По пророческим книгам в Священном Писании пророки делятся на больших и малых. Большими называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Малых пророков 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.
Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний ветхозаветных пророков составлял Мессия – Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира.
Пророки охватили в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его в Египет, избиение вифлеемских младенцев, явление перед Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть, Его страдания и т. д.
Также к пророкам относят таких праведников, как Моисей, Илия, Давид, Соломон и т. д.
За пророками начинается Новый завет. Евангелисты изображены в треугольниках, они похожи на паруса. Паруса венчают колонны, на которых держится церковь. Образ: На Откровении Нового Завета, на Евангелии держится все церковное учение. Евангелисты всегда изображаются не одни.
символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова (Откр. 4:7). Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.
При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.
Обратите внимания на алтарную часть росписи. Богородица стоит на земле, а голова ее практически касается неба, то есть она собой, своим телом соединила небо и землю. Этот образ есть сон Иакова. Когда он остановился в одном месте по дороге в Харран, он положил себе камень под голову и увидел сон. Ему снилась высокая лестница от земли до неба по которой спускались и поднимались ангелы, а сверху был Господь. Святые отцы усмотрели в Богородицу эту лестницу по которой Господь пришел на Землю.
Вокруг Богородицы в медальонах изображаем Великих Пророков. Они пророчествовали о Деве Марии. Посмотрите на три звездочки на лбу и на плечах Богородицы. Это означает, что до Рождества Дева, в Рождестве Дева и по Рождестве она осталась Девой. Пророк Изекеиль говорит о том, что вошел в город, а двери были закрыты – нерушимость девства Богородицы.
Обратите внимание, у Христа два цвета на одежде – синий и красный. Синий – цвет неба, цвет Божества, а красный – цвет человеческой крови. Как говорит сам Христос: «На сей час я и пришел, чтобы пострадать». Господь сидит на кафедре, чтобы подчеркнуть свое необычное происхождение.
Также, в алтарной части изображены творцы Литургии – Василий Великий, Иоанн Златоуст прочие святые святители, диаконы, а в конце ряда св. святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский