«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними,как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.»

(Евангелие от Матфея, 3 зач., глава II, стихи 1-12)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, к нам пришло торжественное Рождественское Послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, адресованное архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви:

«Преосвященные Архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

От сердца, преисполненного радости о явившемся во плоти Сыне Божием, обращаюсь ко всем вам и поздравляю со светлым и живоносным праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14). Прославляя из года в год неизреченное к нам снисхождение Спасителя, мы, как некогда Вифлеемские пастухи, услышавшие от Ангела «великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2, 10), спешим духовными очами узреть Мессию, пришествие Коего предсказывали славные пророки и ожидало многое множество мужей и жен.

И вот, Желаемый, по слову пророка Аггея, всеми народами (Агг. 2, 7) уничижает Себя Самого, принимая образ раба, становясь подобным человекам (Флп. 2, 7). Повелитель Вселенной избирает себе не императорский дворец, не жилище властителей мира сего, не чертог богатых и знатных. Ему не находится места даже в гостинице. Сын Божий рождается в пещере для скота, колыбелью же Ему служат ясли для кормления животных.

Что же беднее пещеры и что смиреннее пелен, в которых просияло богатство Божества? Избрав для Таинства нашего спасения последнюю нищету (Ипакои праздника), Христос намеренно не принимает тех ценностей, которые считаются весьма значимыми в нашем мире: власть, богатство, слава, знатное происхождение и социальный статус. Он предлагает нам иной закон жизни, закон смирения и любви, побеждающий гордость и злобу. По этому закону слабость человеческая, соединенная с благодатью Божией, становится той силой, которой не могут противостоять обладающие в мире сем властью и могуществом. Сила Божия являет себя не в земном величии и мирском благополучии, а в простоте и смирении сердца.

По слову преподобного Серафима Саровского, «Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, – вот престол, на котором Он любит восседать... “Сыне, даждъ Мне сердце твое, – говорит Он, – а все прочее Я Сам приложу тебе”, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие» (Беседа о цели христианской жизни). Господь не гнушается нищими и бездомными, не презирает тех, у кого мало денег и непрестижная работа, и, тем более, Он не пренебрегает имеющими физические недостатки или тяжелобольными людьми. Все это само по себе не приближает и не отдаляет человека от Бога, а потому и не должно повергать его в уныние или становиться причиной губительного отчаяния. Спаситель взыскует нас самих. «Сын мой! Дочь моя! отдай Мне сердце твое», – призывает Он (Притч. 23, 26).

Дивный праздник Рождества напоминает нам о необходимости неуклонно следовать за Христом, Который пришел, чтобы мы имели жизнь и имели с избытком (Пн. 10, 10), и Который Сам есть единственно верный путь и непреложная истина и подлинная жизнь (Ин. 14, 6). И да не устрашают нас неизбежно встречающиеся трудности, и да не сломят никого из нас выпадающие на нашу долю испытания, ибо с нами Бог! С нами Бог, и из нашей жизни уходит страх. С нами Бог, и мы обретаем душевный покой и радость. С нами Бог, и мы с твердой надеждой на Него совершаем свое земное странствование.

Шествуя за Христом, человек идет против стихий мира сего. Он не покоряется встречающимся соблазнам и решительно разрушает стоящие на этом пути преграды греха. Ведь именно грех отдаляет нас от Бога и делает нашу жизнь по-настоящему горькой. Именно он, заслоняя свет Божественной любви, ввергает нас в многоразличные бедствия и ожесточает наши сердца по отношению к другим людям. Побеждается же грех только благодатью Святого Духа, которая подается нам через Церковь. Сила Божия, будучи нами воспринятой, преображает наш внутренний мир и помогает в соответствии с волей Господа изменять мир внешний. И потому отпадающие тем или иным образом от единства церковного теряют, подобно засыхающему дереву, способность приносить поистине добрые плоды.

Особое слово я хотел бы сегодня обратить к жителям Украины. Братоубийственное противостояние, которое возникло на земле Украинской, не должно разделять чад церковных, сея в сердцах ненависть. Настоящий христианин не может ненавидеть ни ближних, ни дальних. «Вы слышали, – обращается ко внимающим Ему Господь, – что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших,... да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5, 43-45). Пусть эти слова Спасителя станут для всех нас руководством в жизни, и пусть злоба и неприязнь к другим никогда не обретают места в нашей душе.

Призываю всех чад многонациональной Русской Православной Церкви сугубо молиться о скорейшем полном прекращении вражды на Украине, об исцелении ран, как телесных, так и душевных, нанесенных войной людям. Будем и в храме, и дома искренне просить об этом Бога, будем молиться также и о тех христианах, которые живут вдали от наших стран и страдают от вооруженных конфликтов.

В эту же Рождественскую светозарную ночь и последующие святые дни восхвалим и превознесем нашего Спасителя и Господа, благоизволившего многого ради человеколюбия Своего прийти в мир. Подобно библейским волхвам, принесем Богомладенцу Христу свои дары: вместо золота – нашу искреннюю любовь, вместо ладана – теплое моление, вместо смирны – доброе и заботливое отношение к ближним и дальним.

Еще раз поздравляя всех вас, дорогие мои, со светлым праздником Рождества, а также с наступившим Новолетием, молитвенно желаю вам обильных милостей и щедрот от Великодаровитого Господа Иисуса. Аминь.»

Патриарх московский и всея Руси Кирилл

Рождество Христово, г. Москва, 2016 г.

Дорогие братья и сестры, от себя лично я тоже хочу присоединиться к словам святейшего Патриарха Кирилла и поздравить всех нас с этим радостным торжественным Праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Вот и добрались мы сквозь праздники мирские, светские к самому главному зимнему Празднику, к тому празднику, который имеет самое непосредственное влияние, как на каждого человека в отдельности, так и на весь мир в целом. Одно только, что отсчет нашей эры начался именно от Рождества Христова говорит о том, насколько значим, существенен и велик этот Праздник Рождества Христова.

Особенно я поздравляю тех, которые по возможности достойно постарались встретить Рождество Христово. Что сегодня совершается? Рождается Ребенок, которому нужны и забота и любовь и даже подарки. Ведь мы с вами, когда идем на рождение или на крестины, не с пустыми. С чем люди приходят к рождшемуся Спасителю? Что мы Ему принесем? Он ни в чем не нуждается. Все, что у нас есть - это Он нам дал. В подарок Ему мы можем принести только одно - нашу чистую душу и наше чистое сердце. Чтобы этого достичь, конечно, необходимы усилия и работа над собой, работа кропотливая, ежедневная и если хотите - ежеминутная. Потому что, только отвлекся человек, занялся чем-то земным и сразу посещают его различные мысли. Мы с вами знаем, что грех не просто так совершается, а поступает сигнал от головы, и уже душа наша через тело совершает те или иные греховные поступки. Поэтому надо всегда стараться держать ум в чистоте. А как его держать в чистоте? Необходимо молиться и больше размышлять и думать о духовном: о Боге, о Вечности, о Вечной жизни. Если не будет пустоты в наших головах, значит, с Божией помощью, мы сможем побеждать множество грехов.

Рождественский Праздник предварял сорокадневный пост. Действительно, не просто сорок дней воздерживаться от пищи, от телевизионных передач, от многих гадостей, которые предлагают нам Интернет и другие средства массовой информации. Несмотря на все эти трудности, многие из нас постарались, может быть и не все получалось, но постарались! подойти к этому Празднику, потрудившись ради Рождества Христова.

Отличие духовных церковных праздников от светских - особая подготовка, не там, на кухне в выборе меню, а именно, работа над собой, над своими ошибками, работа над исправлением себя в лучшую сторону. Надеюсь, что у нас это получилось. Количество людей кающихся и причастников сегодня на Богослужении является ярким тому примером.

Сердечно поздравляю вас, желаю вам всех благ, которые принес на землю наш Господь Иисус Христос! Сейчас у нас есть твердое Основание, на котором можно стоять и двигаться вперед. Это Основание - Христос, который становится Человеком, не переставая быть Богом. Поэтому все в наших силах, все в наших руках.

С Праздником! Христос Рождается - славите! Аминь.

Настоятель храма святого праведного воина Феодора Ушакова, протоиерей Алексий Тушев.