«Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.»

(Евангелие от Луки, 76 зач., глава XIV, стихи 16-24)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

С Праздником вас, дорогие братья и сестры! Сегодня, за две недели до Рождества Христова, в предпоследнее воскресенье перед Праздником, отмечается день памяти всех праотцев, то есть праведных людей, которые жили в ветхозаветный период. В этот день всегда предлагается евангельская притча о званых на вечерю - на праздничный ужин. Эту историю мы с вами прекрасно знаем, слышали сегодня.

Один господин приготовил праздничный ужин и пригласил своих родных и близких людей, но они, как сговорившись, отказались. У одного отговорка - купил землю, у второго - купил скотину, пять пар волов, а у третьего - женился. Таким образом, объясняя отказ, они извинились и остались заниматься своими делами. Но праздничный ужин уже был приготовлен ужин - не пропадать же добру?! Наверно, каждый из нас поступил также - сначала позвал всех знакомых, а потом - даже незнакомых людей, лишь бы, не пропадать этому праздничному столу. Так и поступил господин - пригласил всех желающих. Люди пришли на брачный пир, возрадовались и поблагодарили его. На тех же званых, которые отказались, господин разгневался. Сказал, что они не вкусят этого ужина, потом у что - много званых, но мало избранных.

Смысл этой притчи можно раскрыть по разному. Во-первых, многие обращают внимание на то, что в этой притче показана история израильского народа. Конечно, в первую очередь, Господь призывал израильский народ - иудеев. Почему? Потому что они были - носители истинной веры в Бога. Это был единственный народ в ветхозаветной истории, который верил в Единого Бога. Кроме них никто не верил, что Бог может быть Одним, Единым. У всех народов и язычников было множество богов: бог солнца, бог плодородия и так далее. Только один израильский народ хранил Веру, хотя и у него были отступления: часто отказывался от нее и не понимал ее, но хранил. Господь обнадеживал израильский народ, что даст им нечто материальное - Землю Обетованную и часто являлся им видимым образом. Не только разговаривал с Моисеем, но и с другими праведниками, людьми израильскими. Тем не менее, основная цель у израильского народа была все-таки материальная. Эти люди были земными и им тяжело было удержаться просто на одной вере в Бога. Они шли в Землю Обетованную много лет и, наконец, получили ее, к сожалению, не дождавшись Мессии, они Его не приняли. Почему? Потому что опять тот же материальный принцип встал на первое место. От Господа Иисуса Христа они ждали, что Он сделает «свободную революцию» и воцарится народ израильский, выйдет из плена, свергнет ненавистную римскую власть и будет царствовать здесь - на Земле. Когда их ожидания не оправдались, они отверглись Бога - Спасителя - Мессии. Они были призваны, но отказались. Так устроены люди - веря в Бога, хотят больше получить материального.

Эта притча также относится к каждому человеку, который призван на праздничный ужин, праздничный пир (иначе - брачный пир). Каждый человек призван в Царствие Небесное, у каждого есть «пригласительный билет» на это Великое Празднество, но - увы, к сожалению, многие люди отказываются придти. Почему? У всех есть определенные отговорки. Здесь мы видим основные материальные блага, которые мешают нам откликнутся и войти в Царствие Небесное, которое начинается здесь. Первый купил землю. Конечно, земля, большая ценность - если нет своей земли, то дом не построишь, негде будет скотину разместить и так далее. Второй купил скотину. Понятно, что без животных очень тяжело было прокормиться - тоже была важная составляющая богатства того времени. Третий женился и эта любовь земная - плотская заменила ему Любовь Божию. Таких три замечательных показателя в сегодняшней притче, на которую обращает внимание апостол и евангелист Лука в назидание нам.

Можно представить, насколько будет обидно человеку, если он приготовит праздничный ужин, пригласит своих близких людей, а они ему откажут. Как правило, люди готовят такие мероприятия не от любви к себе - не для себя, а для того, чтобы выразить свою любовь к тем людям, которые приглашены на праздник. Когда самые дорогие близкие отказываются, конечно - обидно. Причем, отказываются по какой причине? Скажем так, по не объективной: земля уже купена - что на нее смотреть, волы уже куплены - можно позже их испытать, а если человек женился, то у него со своей женой еще вся жизнь впереди.

Скорее всего, люди, которые не откликнулись на призыв Божий, на призыв Господина испугались дороги, которую надо было преодолеть. Да, путь к Богу тернист, он сложный. Путь в Царствие Небесное - это путь через крест. Многие люди считают, что лучше здесь - на земле получить удовольствия, хоть временные, чем следовать в Вечность. Взяв крест, нужно ограничить свои наслаждения. От многих наслаждений греховных надо отказаться. Именно это пугает и не пускает людей на тот Праздничный Ужин. Так бы они пришли, если бы не надо было ничего менять в жизни, если бы дорога была простая, несложная и спокойная. К сожалению, многие люди ограничиваются только материальными благами, а духовные блага считают ниже материальных - «Когда будет время, возможность может быть я как-нибудь зайду, заскочу на этот Брачный Пир - Торжественный Ужин», - но времени, как правило, никогда не хватает.

Если человек не поставит во главу угла Слово Божественное, духовные ценности, то, конечно, материальный мир его полностью поглотит - невозможно будет оторваться ни от семьи, ни от работы, ни от удовольствий. У многих людей на вопрос: «Почему вы не приходите в храм?» - очень нелепая отговорка - им некогда. Что же ты делаешь в Воскресенье утром? Кто-то идет на рынок, кто-то - в магазин. Неужели, нельзя пойти после обеда? Рынок после обеда не закроется. Все духовное, все Вечное уходит на второй план и так проходит вся жизнь... Кажется, когда-нибудь я все-таки приду, когда-нибудь сделаю этот шаг, но время проходит, человек стоит на месте, ничего в его жизни не меняется, а потом внезапно приключается инфаркт или инсульт и все... Самое лучшее время, самые крепкие силы человек тратит на что? На материальное. На духовное уже не остается ни сил, ни времени, ни здоровья.

Нам Господь говорит очень простую вещь: если вы ко Мне придете, то вам не надо будет ни о чем заботиться - Я буду заботиться за вас. Если вы ко Мне не приходите, нет и соответствующей Помощи. Люди верующие знают, что помощь Божия всегда приходит в нужный период времени. Господь ведет каждого верующего человека по жизни. В свое время даст и жену, и пропитание, и землю - все даст, если это необходимо будет для нормальной жизни человека.

Поэтому, помня эту притчу, давайте будем отзываться на голос Совести, который в нас заложен Господом, на Голос Божий, на призыв Спасителя Церкви - взять свой крест и следовать за Ним. Спаси Господи! С Праздником! Аминь.

Настоятель храма святого праведного воина Феодора Ушакова, протоиерей Алексий Тушев.