И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. (Евангелие от Луки, 66 зачало, глава XII, стихи 16-31)

Иисус Христос часто обращается к своим слушателям в притчах. Поскольку, о внешней стороне нашего бытия мы знаем довольно много и имеем в этом отношении житейский опыт и рассудительность, Господь взывает именно к нашему здравому смыслу, к земному, человеческому опыту. Это делается для того, чтобы, опираясь на него, мы были вынуждены признать справедливыми примеры, приведенные Спасителем из жизни, а потом принять и скрывающиеся за ними духовные истины.

«У одного богатого человека был хороший урожай в поле». В таких ситуациях люди обычно начинают впадать в беспечность, как и этот богач, который возрадовался неожиданной удаче и стал строить далеко идущие планы. Его заботой было не спасение души, не стремление к праведной жизни, не старание быстрее загладить свои грехи добрыми делами и умолить Бога о прощении своих беззаконий, но попечение о том, куда деть это внезапное богатство.

Кажется все очевидно: если у тебя появилось что-то лишнее и ненужное, так что тебе даже и сложить это некуда, то следовало бы раздать это бедным, нищим, нуждающимся. Они всегда найдутся – всегда есть люди, живущие хуже, чем ты. Но евангельский богач беспокоится о своем земном будущем и вместо того, чтобы увидеть в этой внезапной удаче проявление благости Божией, подающей ему возможность совершать добрые дела, он строит планы, которые, как доказывает притча, на деле никогда не осуществятся. Так бывает и с нами: когда у нас все благополучно, мы впадаем в беспечность и перестаем заботиться о вечности.

«И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Вот явный пример безрассудства: богач не думает о душе как о бессмертной сущности и считает, будто ей необходима пища телесная, а не духовная, не молитва, покаяние, смирение и любовь, а покой, пища, питье и веселье. Да, иногда душа в какой-то степени услаждается и земными благами, потому что удовольствие, доставляемое телу, передается и душе, и наоборот – скорби душевные удручают и человеческую плоть. Но душа знает удовольствия гораздо более высокие, а человек, испытавший их, познавший сладость общения с Богом, никогда не променяет этого на страстные удовольствия, которые роднят нас с животными.

«Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?». Душа, которая, по мысли евангельского богача, имеет возможность жить многие годы счастливо и безмятежно, будет взята у него в эту же ночь – тогда, когда человек еще ничего не успел сделать, а только начал строить планы. Если душа будет отнята от тела, то человек умрет и его тело останется как некая сброшенная одежда, обветшавшая и ненужная. Так Спаситель показывает, что нам необходимо заботиться, прежде всего, о душе, этот же богач, обращаясь к своей душе, думал только о плоти.

«Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Это замечательные слова, объясняющие сущность этой притчи! «Так бывает с тем» – не только с одним описанным богачом, но со всеми, кто собирает сокровища для себя, и с нами тоже. Неважно, великие это сокровища или малые, – может быть, мы радуемся о каких-то скромных приобретениях, например, отремонтировали квартиру, обставили мебелью, купили бытовую технику и думаем: «Душа, ты имеешь блага на долгие годы. Ешь, пей, веселись». Разве мы не уподобляемся безумному богачу, когда стремимся к житейским удобствам и уюту, почитая их за единственное счастье, когда приобретаем эти немногие земные блага и воображаем, что все у нас будет хорошо? Но ведь наша собственная жизнь и судьба наших родственников зависит не от наших малых приобретений. Это похоже на то, как путешественнику в пустыне кажется, что рядом оазис с водой, но когда он приближается к нему, то обнаруживает, что там ничего нет, а только песок, пустота, растрескавшиеся от жары камни... Так происходит с теми людьми, которые мечтают найти счастье лишь в житейском благополучии, в безмятежной земной жизни, с теми, «кто собирает сокровища для себя».

В нашем поселке много богатых людей – предпринимателей, владельцев пансионатов, магазинов, кафе и т.д. Но почему-то в этом году никто из них ничем не помог нашему храму. Много раз, проходя или проезжая мимо строящегося храма, они закрывают свои глаза и заглушают свою совесть, оправдываясь своими далеко идущими планами. А храм ведь явно просит помощи! Небедные люди должны понимать, что все, что они имеют – это дано им на короткое время, а значит – это не их, а Божье. И грех не поделиться с Тем, с помощью Кого ты благоденствуешь.

Пока строится храм, пока вокруг нас много бедных и больных людей - не упускайте возможность сделать благое дело. Мы ведь не знаем, когда Бог призовет нас!

Напоминаем, что Библейские встречи (чтение и изучение Библии) проходят каждое воскресение в 17.00. в Культурном центре. Вход свободный.

Священник Алексий Тушев.