Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

С праздником вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии от Луки нашему вниманию предлагается поучительная притча о богаче и Лазаре.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки: пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят».

Евангелие от Луки 16:19-31

Эта замечательная притча дает возможность каждому из нас задуматься, а что нас ожидает в вечности?.

Обратим внимание сначала на богача. Он назван просто «богач», у него даже нет имени. Хотя с точки зрения мирского общества, конечно, он был более знаменит, чем несчастный бездомный Лазарь. Но у нищего есть имя, а у богача нет. Это не случайно, это значит, что грешники не записаны в книгу вечной жизни. Они так и будут числиться: богач, сребролюбец, лентяй, празднословец и т. д. А человек, к которому многие, наверное, даже не решились бы подойти, только псы приходили его утешать, с точки зрения вечной жизни, вечности, имеет имя. И даже более того: «блаженны плачущие, ибо они утешатся» - по слову Евангелия. Нищий пребывал в состоянии страдания всю свою земную жизнь и теперь действительно утешается на лоне Авраамовом.

Также обращают внимание толкователи этой притчи на то, как описан переход от жизни временной к вечной двух разных людей: «богач умер, и похоронили его»; «умирает Лазарь, и за его душой приходят ангелы». Какая существенная разница!

За что же был осужден этот богач? За то, что он слишком пиршествовал, был в состоянии наслаждения только земными благами, ежедневно красиво одевался. Толкователи говорят, что человек этот не был талантливым. Люди, которые не могут похвалиться умом или другими талантами от Бога, хотят выделиться чем-то внешним: красивая одежда, прическа, макияж, ногти, украшения в ушах, в носу – человек не может больше ничем выделиться среди окружающих людей, ни внутренней красотой и талантом. Этот богач ежедневно красиво одевался. Очевидно, что что-то не в порядке было с его нравственными и духовными талантами. И это излишество сыграло с ним злую шутку. Он не думал, что земная жизнь быстро закончится. Но самое главное, за что богач был осужден на мучения – равнодушие к страданиям ближнего. Вообще, по слову Григория Богослова: «золото для человека – как ловушка для птицы». Золото было ему во вред, этому богачу. Он стал таким черствым, что перестал даже замечать, не только не помогать, но даже не замечал того, кто нуждается даже в самой малой помощи. Остатками пищи был бы Лазарь весьма доволен, и это ничего не стоило для богатого человека. Но и этого он даже не мог, был не способен дать несчастному своему соседу.

Еще одно выражение Григория Богослова: «милосердие – это одна из самых богоугодных добродетелей». Почему именно милосердие? Потому что человек, который милосерден, он уподобляется Богу. Милосердие выше воздержания, поста, молитвы. А почему оно выше? Потому что Бог милосердный: одинаково дает блага и верующим в Него, и неверующим, и любящим Его, и не любящим. Для всех одинаково восходит солнце, идет дождь, наступает день, сменяются времена года. Для всех без исключения. И тот человек, который милосердный, он уподобляется божеству, становится таким же по характеру, как и Господь Бог.

Конечно же, необходимо обратить внимание на последние слова этого отрывка: «…Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят». Люди не покаются. Воскресение из мертвых свершилось. Воскрес из мертвых Господь наш Иисус Христос. И скажите, кто в это поверил? Большая ли часть общества поверила в Воскресение Христово? Поверили ли в то, что жить нужно не только для себя, но и для других? Я уже говорил раньше об отличительных особенностях православного христианина. Любовь к врагам – это то, что отличает православного от любого другого верующего человека. Наверное, сегодня тоже есть повод задуматься над очень важной вещью: мы может и не такие богатые, как этот богач, но у нас есть определенный достаток, и есть люди ниже по достатку, чем мы с вами. Есть люди, которые нуждаются в помощи. И вроде бы совесть православного человека его успокаивает: «ведь никто не просит нас о помощи, ну и хорошо». И греха нет никакого. Так поступают и язычники. А нам, православным христианам, не ждать, пока нас попросят о том или ином добром деле, а самим искать тех людей, которые нуждаются в нашей помощи. Это будет очень важной отличительной чертой православного христианина от других людей. Не ждать, пока под воротами окажется Лазарь. Он может и не появиться за всю жизнь, а самому искать, где же этот Лазарь находится. Под чьими другими воротами? Использовать каждую копейку свою не только для себя. Потому что Господь дат нам достаток не для того, чтобы мы здесь хорошо пристроились и наслаждались бы в этой жизни, а имели возможность поделиться с теми, кто не имеет того, что у нас есть. Если мы поймем эту радость - не приема, а отдачи от себя чего-то ценного, важного, мы поймем и ту благодать, которая снисходит на дающего. Только надо перебороть стереотип обычного мирского человека: «все мне, только мне», а поступить иначе, от себя оторвать то, что ценно. Причем, по слову Иоанна Златоуста: «Что такое настоящая милостыня? Жертва тогда угодна Богу, когда нам жаль становится того, что мы отдаем». Если мы отдаем значительную сумму, то мы не сможем себе что-то лишнее позволить.

Пусть этот Евангельский сюжет о богаче и Лазаре наставляет нас на милосердие. Дай Бог, чтобы мы не были такими черствыми, как богач, который не замечал ничего и никого, кроме себя. Давайте откроем широко глаза, потому что рядом с нами столько людей, которые нуждаются в помощи, но, увы, ее не получают. Пусть нам поможет Господь через святых своих, апостолов и пророков.

С праздником вас!

Настоятель храма святого праведного воина Феодора Ушакова, протоиерей Алексий Тушев.