Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16, 19-31).

Прежде всего, необходимо обратить внимание слушателей на то, что из двух героев этой притчи один назван по имени - Лазарь, а другой, богач, остался безымянным. Господь как бы говорит нам: у каждого человека есть имя, данное ему Богом. Это имя заключает в себе цель существования человека, его призвание восстановить в себе образ Божий через добродетели. Также обратим внимание, как отходят в Вечность грешники и как праведники. За душой Лазаря пришли Ангелы и сопроводили ее к Богу, а богача похоронили и точка. Только ради одной этой евангельской фразы хочется жить по заповедям Божьим.

При жизни богач одевался в порфиру и виссон, каждый день веселился и развлекался, не обращая внимания на тех людей, которые нуждались в его помощи и которых он мог бы осчастливить даже крохами со своего стола. Ему не было дела и до нищего, лежавшего у ворот, которого Бог знал по имени, а богач наверняка не знал. Но вот богач переходит в мир иной - и вся перспектива его жизни меняется. Те, кто здесь праздновал и веселился, там могут оказаться в муках, те, кто здесь не замечал человеческих страданий и горя, там их заметят. Но только помочь уже никому не смогут - ни другим, ни себе. Собственно осужден был богач не столько за свою праздную жизнь, сколько за равнодушие к чужому горю, к нужде ближнего.

На самом деле, очень страшно быть богатым человеком. Ведь понять голодного человека может только тот, кто сам испытывал голод, понять нуждающегося может только тот, кто сам когда–либо нуждался. И поэтому действительно, легче верблюду пройти сквозь игольное ухо, нежели богатому войти в Царствие Небесное. Кстати, в строительстве нашего храма, который остро нуждается в помощи, богатые люди тоже практически не участвуют.

Подумаем сегодня о природе адских мучений, о которых говорится в притче. Находясь в аду, в муках, богач молил, чтобы Лазарь, омочив конец перста в воде, охладил его язык. Какая реальность стоит за этим образом? Преподобный Исаак Сирин говорит, что адское мучение - это раскаяние человека в том, что он не сделал, в тех грехах, за которые при жизни он не принес покаяния. Раскаяние в будущей жизни бесплодно, оно уже не может помочь человеку, так как в ином мире у нас нет возможности загладить свои грехи добрыми делами. Именно это бесплодное раскаяние и символизируется неутолимой жаждой.

Возможность принести покаяние дается нам только на земле. В конечном итоге притча говорит нам, что тем, как живем здесь, как относимся к нашим ближним, мы решаем свою судьбу в вечности. Поэтому не нужно спрашивать себя и друг друга, каким образом адские мучения сочетаются с милосердием Божиим. Они не сочетаются с милосердием Божиим, но они сочетаются с нашей черствостью, нашей неспособностью или нежеланием следовать по пути, который Бог указал нам, и поэтому виновники этих мучений - мы сами.

И последнее. Слова Авраама, о том, что если кто из мертвых воскреснет - не поверят – истинная правда. Ведь, воскрес Христос, и много ли по-настоящему верующих людей Вы знаете? Удивительны дела Твои Господи! После Своего воскресения Ты явился не Пилату и не первосвященникам иудейским, которые Тебя распинали, чтобы доказать им истинность Своего Божества, а явился простым любящим женщинам-мироносицам и рыбакам – будущим Апостолам.

Будем же поступать так, как заповедал нам Христос. Будем помогать тем нашим близким, которые оказались в беде, будем откликаться на горе, будем делиться с голодными и нуждающимися. Это единственный путь, ведущий на "лоно Авраамово", в Царство Небесное. Аминь.