Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

С праздником вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии, посвященному этому воскресному дню, мы с вами слышали вопрос, заданный Господу Иисусу Христу.

Один законник подошел к Спасителю и спросил у него, искушая:

«Какая большая заповедь в законе?» Кто может однозначно сказать насчет Божьих заповедей? Если человек начинает говорить, какая заповедь больше, значит приравнивает себя к Богу, что, конечно же, в их глазах было недопустимо. Но в то же время они и сами думали над этим вопросом, и были некоторые из иудеев, которые считали, что самая большая заповедь – это заповедь субботы, и ее никогда вообще нельзя нарушать, а если нарушил, то это страшнейший грех. Кто – то считал, что заповедь жертвоприношения самая большая, но Господь ответил очень коротко и ясно, тем самым своим ответом обобщил все заповеди, не выделив ни одной из них. Он сказал, что самая большая заповедь – это необходимо возлюбить Господа Бога всем сердцем, всей душой и всей мыслью. И вторая, равная ей, заповедь – возлюби ближнего своего, как самого себя. Заповедь о любви к Богу взята из Второзакония, а заповедь о любви к ближнему – из книги Тит. Конечно же, нам тоже необходимо обратить на это внимание, потому что заповедей очень много. Нельзя сказать, что их десять. Десять были даны нам Моисеем именно на горе Синай. Но кроме этого было еще множество других заповедей, в том числе и новозаветных. Но вот все эти заповеди Господь обобщил практически в одну заповедь – о любви к Богу. Причем не просто любви такой, поверхностной, но любви всем сердцем, душой и всеми своими мыслями. То есть, человек был должен полностью самого себя отдать этой любви.

Из этой истории и Библейской, из истории Церкви Христовой мы с вами видим множество примеров, когда заповеди нарушаются святыми Божьими угодниками. Например, пророк Давид и его люди зашли в храм и, будучи голодными, съели хлебы предложения. Эти хлебы могли по закону Божьему вкушать только священнослужители, и за нарушение этой заповеди полагалось строгое наказание. Но, тем не менее, из любви к людям пророк Давид преступил эту заповедь и накормил тех, кто был с ним. Есть заповедь, чтобы епископ никогда не оставлял свою паству, свою кафедру. Но был такой святой, Божий угодник, который оставил свою паству, свою кафедру, удалился, отдал себя в плен, чтобы освободить одного человека. Алексий, человек Божий, нарушил заповедь о том, что человек не должен оставлять свою жену. И в день свадьбы, вы помните, он удалился от своей жены. Можно приводить множество примеров, вот еще, например, Феодосий Печерский – он вопреки благословению матери, которая не хотела, чтобы он был монахом, все равно ушел в монастырь и принял монашеский постриг. Все эти примеры, которые мы с вами сегодня слышали, говорят о том, что все заповеди дословно, так, как они написаны в законе, исполнить невозможно. Нужно во всех случаях жизни самое главное – иметь любовь. Любовь должна руководить и сердцем, и душой, и мыслями человека. Как любовь к Богу, так и любовь к ближнему. И тогда, основываясь на любви, человек никогда не ошибется, не нарушит ни одну из заповедей.

Приведем еще один пример, который часто встречается в церковной практике. Все мы знаем, что в дни очищения женщина не прикладывается к иконам, не приступает к Таинству Причастия. Но, если жизнь ее в опасности, или здоровье ухудшилось, то по любви к страждущему человеку разрешается принимать святую воду, целовать крест, прикладываться к иконам и причащаться. Поэтому все заповеди, которые написаны, конечно, нужно стараться исполнять. Но при исполнении заповедей Божьих всегда необходимо думать о той любви, к которой призывает нас Господь. Во-первых, к себе, во-вторых, ко всем тем, кто нас окружает. Любить тех, кто нас окружает, как самого себя. Каждый человек любит самого себя, но также ему нужно возлюбить и всех, кто находится рядом с ним.

Сегодня также, дорогие братья и сестры, мы отмечаем положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме. было при императоре Аркадии ( 395 - 408). До этого великая святыня хранилась у апостола Фомы, а затем он передал ее в семью благочестивых христиан в Иерусалиме. Спустя много лет супруге императора Льва Мудрого ( 886 - 911), страдающей от недуга беснования, было видение, что исцеление она получит от пояса Божией Матери. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. В память происшедшего чуда и был установлен этот праздник. Мы с вами сегодня почитаем это событие, многие из нас были во время приношения пояса Божьей Матери в Москву и в другие города. В нашем храме есть частица пояса, который был приложен к честному поясу Божьей Матери, поэтому сегодня мы просим у Божьей Матери и у этой великой святыни помощи и, конечно, исцеления.

Пусть Господь наш молитвами Божьей Матери дарует нам все необходимое нам для здравия нашего душевного и телесного. Храни вас Господь, с праздником, со святым воскресением.

Спаси всех нас, Господь!

Настоятель храма святого праведного воина Феодора Ушакова, протоиерей Алексий Тушев.