«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сём, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (кромешную); там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных! (Мф. 22: 2-14).»
Господь сначала призывал иудеев к вечной жизни, в Царствие Небесное и Церковь Божью, но те проигнорировали этот призыв. Одни просто пропустили его мимо ушей, а другие избили и убили пророков, посланных Господом для спасения народа израильского. И тогда господин прислал своих слуг, чтобы они пригласили всех желающих и первых попавшихся. К счастью, среди многих народов, оказались и люди Святой Руси. Это русские, украинцы, белорусы – все те, кто относится к нашей Русской Православной Церкви.
Иоанн Кронштадтский говорит, что эта притча больше всего напоминает призыв к Божественной литургии. На Литургии также совершается брачный пир, великое торжество, Трапеза, к которой приглашаются все желающие. Многие люди этот призыв не слушают и отказываются прийти, причем под благовидным предлогом. Идти на торговлю или работать на поле – это не грех, когда это делается своевременно. Вот, например, иудейский народ, когда надо было соблюдать Закон во времена Ветхого Завета, они кланялись идолам, а когда пришел Господь и упразднил Закон, они начали исполнять его. У Екклесиаста есть такие слова: есть время разбрасывать камни и собирать их, есть время молчать и есть время говорить, есть время работать и есть время отдыхать. Всему свое время!
И в наше время, когда у людей спрашиваешь, почему вы не приходите в храм на Божественную Литургию и не причащаетесь? Они отвечают: нам некогда, забывая заповедь о святости седьмого дня.
Но и среди тех, что все-таки согласились прийти на брачный пир, тоже не все оказываются достойными. И это заставляет каждого из нас задуматься. Мы с вами откликнулись, отложили все свои дела, пришли в храм, подготовились к службе. Но и этого бывает не достаточно. Есть такие люди, которые пришли на торжество неподготовленными, не в «брачной одежде». Чтобы не быть в числе таковых, необходимо со всеми примириться и достойно приготовиться к встрече с Господом, очистив свою душу покаянием и освятив ее молитвой и добрыми делами.