Евангелие от Матфея, 21:33–42

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

У этой притчи два основных смысла.

     Первый смысл – пророческий и относится к иудейскому Богоизбранному народу. Именно его Господь выбрал среди всех народов, чтобы он хранил Истину и приносил достойные плоды истинной веры.

     Сравнивали Израильский народ с виноградником многие пророки: Иеремия, Иезекииль, Осия. А пророк Исаия от лица Божия обращался к нему с таким вопросом: что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего бы Я не сделал ему? (Ис. 5, 1-7). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что под видом точила имеется в виду жертвенник, на котором проливалась кровь животных, которая в свою очередь была прообразом Крови Христовой. Башня - это прообраз величественного иудейского храма, построенного при Соломоне, а ограда – это Закон, охранявший евреев от языческих племен и служивший залогом покровительства Божия.

    Каким поразительным пророчеством являются слова притчи: пойдем, убьем… и завладеем наследством Его – для иудейских вождей, которые от Каиафы услышали: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него. Лучше нам, чтобы один Человек умер (Ин.11,47-50). И вывели его вон из виноградника и убили. Христос предсказывает, что Его убьют вне Иерусалима.

     Из священного Писания мы знаем, что израильский народ побивал камнями и убивал своих пророков, изгонял их. И когда пришел Сын Божий, Спаситель мира, то они убили Его.

- Злодеев сих предаст злой смерти. Сбылось пророчество сразу  3-х Евангелий.  В 70 году город и Иерусалимский Храм были разрушены до основания римским легионерами.   

  Но, и нам, христианам, не следует расслабляться. Если русский народ не будем приносить плоды с духовного виноградника Божьего, то и от нас он может отняться, как когда-то от иудеев.

     Второй смысл притчи относится к каждому из нас. Если мы с вами посмотрим объективно на свою жизнь, на помыслы, заглянем в свою душу и сердце, то поймем, что зачастую сами бываем злыми виноградарями.

     Господь вручил нам возделывать каждому свой духовный виноградник. Он сделал все необходимое для нас, чтобы мы приносили вовремя качественные и обильные плоды.

     Насадил виноградник, обнес его оградою. Господь Бог оградил нас Святой Соборной Апостольской Церковью. Сделал для нас своеобразную ограду, чтобы мы не выходили из неё, всегда находились в лоне Святой Православной Церкви.

    Выкопал точило, то есть колодец: Он сделал это для того, чтобы мы  питали наш виноград - нашу душу через церковные Таинства: покаяние, причащение и другие.

    Башню поставил в винограднике для того, чтобы можно было издали увидеть подступающих и хотящих разорить этот виноградник врагов. И мы тоже с вами имеем такую сторожевую башню – это наш ум или совесть, которые вовремя должен распознать и увидеть врага нашей души.

     Господь все для нас сделал и удалился, и ждет принесения плодов. И если мы задумаемся, какие плоды мы приносим Господу Богу за все то, что Он для нас сделал, то обнаружим, что плоды эти не очень обильны, порой скудны, а у многих таких плодов нет вообще. Вера без дел мертва, а плоды – это наши  добрые дела милосердия, сострадания, любви, смирения, терпения…