Евангелие от Матфея, 18:23–35

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, чтó должен.

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, кáк и я помиловал тебя?

И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Тáк и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

С праздником, вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня в Божьем храме мы с вами услышали Евангельский отрывок о том, как Господь уподобил Царствие Небесное царю, который призвал своих должников и стал спрашивать с них возврат долга.

Один человек должен был царю очень много, как написано, «тьму динариев». И так как нечем ему было отдать долг, то царь сказал своим слугам: «Возьмите его, посадите в темницу, продайте жену, детей и все имение его, и пусть сидит до тех пор, пока полностью не возвратит свой долг».

Но этот человек пал на колени и просил у царя: «Потерпи на мне, и я все верну тебе». Царь видел, что этому человеку, погрязшему в долгах, будет невозможно возвратить все сполна, и он ему простил все его великие долги.

Человек этот, возвращаясь из такого судилища, встречает своего должника, который должен был ему всего лишь несколько пересов, то есть совсем немного, и стал заставлять его отдать ему долг. И так как тот человек тоже не мог отдать долг, то он не сжалился над ним, а посадил его за долги в темницу и сказал ему: «До тех пор не выйдешь, пока все не отдашь». Узнали об этом люди и рассказали царю, который вызвал этого человека, не простившего небольшой долг своему должнику и предал его наказанию за то, что тот не простил.

Думаю, что всем понятен смысл этой притчи, просто нужно её хорошо осмыслить, сопоставить со своей жизнью. Царь – это Господь Бог, который простил нам, дорогие братья и сестры, все наши долги, все наши грехи. И когда мы встречаем какого-нибудь человека, который чем-то виноват перед нами, согрешил перед нами, то мы должны, безусловно, помнить эту притчу. Вспомнить сколько нам простил Господь – тысячи грехов, которые мы повторяем, к сожалению, каждый день. И все равно Он нам все постоянно прощает.

И мы тоже должны стараться прощать всех людей. Тот человек, который, действительно, осознает сколько для него сделал Господь, тот никогда не скажет плохого слова про другого человека, никогда не будет осуждать, а уж тем более злословить и требовать возврата долга. Вспомните свою прежнюю жизнь, вспомните кто вы есть на самом деле и помните эту притчу.

Как все просто устроено в духовной жизни. Нигде не написано, что Господь будет судить людей по количеству прочитанных молитв или по количеству посещений богослужений. Суд будет состоять в том, о чем мы сегодня с вами слышали. Если ты простил людям мелкие долги, то Господь простит тебе все долги. Все, что ты натворил в этой жизни - все Бог простит, если ты будешь прощать.

Но если ты не простишь, то последствия будут страшные: ты будешь наказан и ничем не оправдаешься – ни количеством вычитанных молитв, ни количеством съеденной пищи в пост. Ничем.

Как, казалось бы, просто: закрой глаза на все то, что с тобой происходит, закрой глаза на тех людей, которые обижают тебя, которые должны тебе что-то, и тогда Господь закроет глаза на все твои грехи и простит тебя, и удостоишься вечной жизни.

Давайте всегда будем вспоминать эту удивительную притчу, которая внушает столько надежды на спасение человека. Притчу, которая показывает нам насколько Царь Господь Бог добрый к людям, закрывает на все глаза, но лишь при одном условии – если мы будем прощать.

Сегодня Церковь отмечает День памяти святителя Нифонта, Патриарха Константинопольского. Накануне на Вечернем богослужении я кратко рассказал вам о житии этого уникального святого. Но так как вчера до конца службы оставалось немного людей, то сегодня я повторю вам этот рассказ, чтобы вы понимали, что такое настоящая духовная жизнь, и что значит быть по-настоящему православным и верующим человеком.

Патриарх Нифонт был Патриархом Константинопольским. Что значит Патриарх Константинопольский? Это - первый среди равных, и это - Вселенский Патриарх. Московского Патриарха Вселенским не называют, и лишь Константинопольского называют Вселенский Патриарх.

За обличение, кого – не сказано, но, скорее всего, власть имущих в их неподобных делах, может быть даже и в несправедливых войнах, он предался гонению. Его незаконно свергли с кафедры. Он не стал бороться за власть, он не стал искать истины, а удалился на Афон в один из монастырей, а точнее, в один из скитов, то есть, в небольшой монастырь. Туда он пришел как обычный человек, снял с себя все патриаршие одежды, регалии, и, как обычный послушник носил воду, рубил дрова, занимался всеми теми послушаниями, которыми занимались братья этого монастыря. И так происходило довольно долго.

Думаю, что вы понимаете, насколько странно, чтобы Патриарх делал одно и тоже послушание наравне с каким-нибудь обычным юношей, послушником. Представьте себе генерала или адмирала, который зайдет в казарму и будет спать и есть вместе с обычным солдатом. Конечно, это тяжело представить. А тем более Патриарха Вселенского, у которого намного больше полной власти, чем у любого генерала любой армии. Но со временем братьям монастыря открылось, кто рядом с ними живет. Когда этот Патриарх в обычной одежде, в подряснике возвращался из послушания, они его встретили с почестями, как Патриарха. Но он попросил их до конца дней жить и подвизаться так же, как и вся братия, то есть делать те же послушания, что делали все жители этого скита, ничем не гнушаясь.

Вот что значит быть по-настоящему православным человеком. Этого человека сан, данный ему от Бога, не возгордил и не вознес над людьми, а наоборот, смирил его.

Каждый из нас поставьте себя на место этого Патриарха. Смогли бы вы хотя бы один день, или может быть неделю, стиснув зубы, прожить в таких условиях? Кто был на Афоне, тот знает, в каких условиях живут там монахи, какой пищей они питаются, какие условия их быта. Безусловно, этот пример нужно всегда вспоминать в будущем. Нифонт прожил до 90 лет, преставился и почитается в лике святых Православной Церкви.

Если Господь дает нам какой-то чин, или какую-то должность выше, чем у наших знакомых, сослуживцев или сотрудников, ни в коем случае нельзя превозноситься. Можно считать, что это положение – временное, а когда будет Суд Божий, то все встанут в одну шеренгу рядом: и цари, и нищие, и священники, и обычные миряне. Тогда не будет ни у кого сана, а будет только одна душа, а по Воскресении – и тело. И Господь будет спрашивать со всех одинаково. Поэтому тот, кто имеет какую-то власть, какую-то должность - ни в коем случаем не пользуйтесь этим как своим. Будьте как самый рядовой солдат или матрос, как самый рядовой сотрудник, и тогда вы действительно будете православными христианами. В этом действительно будет выражаться ваша христианская вера. Наш Господь Иисус Христос пришел не царствовать, а послужить всем, так и мы с вами должны служить всем тем, кто нас окружает. Пусть будет сегодняшняя притча всегда в нашем сердце, в нашем уме, и житие сегодняшнего святого святителя Нифонта, Патриарха Константинопольского, примером для нашей жизни.

Храни нас всех Господь! Ангела Хранителя! С праздником! Со святым Воскресным днем всех нас! Аминь.

Дорогие братья и сестры! На этой неделе мы отмечаем Праздник Успения Божией Матери. Подходит к концу Успенский пост, поэтому кто еще не успел исповедаться, причаститься, примириться со своими близкими людьми и дальними, пожалуйста, постарайтесь до Успения это сделать.

Мы постараемся к Успению снять строительные леса в храме, по крайней мере опустить на один уровень, чтобы мы все увидели удивительное, замечательное произведение «Успение Пресвятой Богородицы».

Как видите, сейчас в нашем храме идет роспись, и я знаю, что здесь находится немало людей, которые сделали многое для того, чтобы роспись в храме была уже на этом уровне. Много расписано, многое сделано. Кто еще может помочь, пожалуйста, я вас прошу, помогите нам, поскольку расписана пока еще только третья часть. Работы еще очень и очень много.

Буду вам очень благодарен, и не только я, но и те, кто будет молиться в храме и будут думать о том, кто же создал такую красоту, чьими руками, чьими трудами она была создана. И создана она не только одним иконописцем, а всеми теми, кто дает возможность иконописцу работать.

Также призываю вас еще более усугубить молитву о мире на Украине. В нашем храме есть эта молитва, она распечатана в церковной лавке. Пожалуйста, у кого этой молитвы нет дома, можете взять у нас и сделать копию. Каждое утро, каждый вечер на коленях просите Бога о мире на Украине. Вчера, во время всенощного бдения, в городе Кировское в Донецкой области снаряд попал в храм и разорвался, несколько человек погибло прямо во время богослужения, многие ранены. Наша святая обязанность - молитвой помочь страдающему народу Украины, Донбасса.

Спаси Господи!

Настоятель храма святого праведного воина Феодора Ушакова, протоиерей Алексий Тушев.