5 марта (20 февраля) 2017 г. Неделя 1-я Великого поста

Торжество Православия

«На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.»

(Евангелие от Иоанна, 5 зач., глава I, стихи 43-51)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

С Праздником вас, дорогие братья и сестры! Сегодня, в первую неделю Великого поста православная Церковь и мы все вместе с ней отмечаем неделю Торжества Православия. Именно поэтому после Божественной литургии мы с вами отслужили молебен, смысл которого каждому, я думаю, понятен: мы вспоминали и славили всех тех людей, кому мы обязаны истинной нашей православной вере. В первую очередь мы благодарили Господа, Спасителя нашего, Иисуса Христа – Основателя и Главу Православной Церкви. Также вспомнили благочестивых императоров равноапостольных царей Константина и Елену, а также святых равноапостольных великого князя Владимира и княгиню Ольгу, просветивших нашу землю русскую светом православной веры.

Начиная с 4 века многочисленные ереси и расколы препятствовали нормальной духовной жизни православных христиан. После окончания гонений на христиан в течение почти трех сотен лет верующие наконец-то смогли открыто молиться и исповедовать свою веру. Однако, в то время появились различные лжеучители, еретики и раскольники, которые придумывали от себя разные ереси, кощунственно ссылаясь на тексты Священного Писания, вырывая фрагменты священных текстов из контекста.

Церковь преодолела множество ересей и расколов путем собрания Вселенских соборов. Расколы и ереси были разные: не почитание в Иисусе Христе Его Божественной сущности, не почитание Богородицы, не почитание святых икон и так далее. И, вот, уже в наши дни мы видим людей, которые продолжают открыто проповедовать эти самые ереси, отвергнутые Вселенской Церковью еще давным-давно на Вселенских Соборах. Наконец, ереси закончились после седьмого Вселенского Собора и люди уже не придумывают ничего нового. Например, все, что сейчас есть в протестантских вероучениях – это все уже было придумано еще древними еретиками, ничего нового и истинного в Библии они не находят. Последний оплот, на который они покусились – иконопочитание. Последний седьмой Вселенский Собор был посвящен как раз этому спорному для многих людей вопросу.

Мы с вами знаем, что Крым долгое время являлся прибежищем для тех людей, которые исповедовали иконопочитание. Мы с вами знаем, что было время, когда подавляющее большинство епископов, иерархов и верующих заразилось ересью не почитания святых икон и даже устраивали гонения на тех верующих христиан, кто почитал святые иконы. Собравшись на седьмом Вселенском Соборе в 843 году святые отцы постановили и провозгласили, что иконопочитание – есть исповедание истинной православной веры. Чем святые отцы это объясняли? В ответ на аргумент еретиков, что якобы Бога никто никогда не видел и поэтому Его нельзя изображать, святые отцы указали: как же не видели – не только видели, но и слышали и осязали Его, обедали с Ним, Бог воплотился, материализовался, стал Богочеловеком. И если в Ветхом Завете действительно был запрет на изображение Бога и разных идолов, то в Новом Завете такого запрета уже нет. И первым иконописцем (как в православной традиции, так и католической) считается один из 70 учеников Христовых святой апостол Лука написавший первые образы Пресвятой Богородицы (Владимирский, Иверский, Тихвинский, Ченстоховский и другие), а также иконы сподвижников Христа и ближайших его учеников – святых апостолов Петра и Павла еще в I веке.

Человек, не почитающий иконы, отвергает Боговоплощение. На таком страшном пути находятся, например, многие сегодняшние протестанты, которые с одной стороны верят в то, что Господь воплотился, стал Сыном Человеческим, нашим Спасителем, а с другой стороны не почитают святые иконы.

Сегодня, в день Торжества Православия мы вспоминаем и этот последний седьмой Вселенский Собор, который окончательно утвердил все истинные догматы православной веры, включая иконопочитание. Каждый раз на Божественной литургии мы с вами соборно читаем Символ Веры, текст которого был составлен еще на первом Вселенском Соборе (325 г.), и окончательно утвержден в 381 году на втором Вселенском Соборе.

На сегодняшний день многие люди находятся не только в различных ересях, но и расколах. В одной только Украине находится более трех так называемых «православных» Церквей, называющих себя «русской», «апостольской», «истинной православной» Церковью и у каждой из этих организаций есть свой предстоятель - патриарх. Много раскольников и в России. Почему происходят такие расколы? Враг рода человеческого действует изнутри, чтобы ослабить нашу веру, совратить верных чад Русской Православной Церкви, сохраняющих те каноны и предания, которые были заповеданы нам пророками, постолами и Самим Господом нашим Иисусом Христом.

В пятницу мы с вами участвовали на Божественной литургии Преждеосвященных Даров. Я не случайно сказал тогда, что это апостольская литургия, что в православных Богослужениях оно основывается не на выдумках людей, а на апостольском предании. То есть сами апостолы, ученики Христовы, совершали такие службы, какие мы с вами совершаем сейчас. Да, теперь они в некоторой степени расширены для нашего с вами понимания, где-то более подробно изложены. В этих апостольских Богослужениях есть очень много выдержек из Священного Писания, как из Ветхого Завета, так и из Нового. Ничего подобного нет ни у какой протестантской общины. Они называют себя христианами, но ничего канонического, заповеданного первыми христианами у них нет.

Мы вспоминали это сегодня не для того, чтобы кого-то упрекнуть, а для того, чтобы помолиться о них и попросить Господа, чтобы Он вразумил их держаться истины – Православной веры. Нам, конечно, также надо помнить, что мы являемся наследниками Православной веры и должны не погубить ее, а продолжить.

Давайте сегодня задумаемся: дети и внуки наши являются православными или не являются? После нас будет ли в нашем роду продолжаться наша вера? Все ли мы для этого сделали? Конечно же не все. Почему не все? Потому что мы не сделали самого главного: мы не показали плоды этой Православной веры нашим родным и близким. Они не увидели в нас света, любви, благочестия, словом, того, что мы стали иными, изменились в лучшую сторону. Да, мы исповедуемся и причащаемся Тела и Крови Христовой, да, мы молимся, но это часто не приносит тех плодов, которые должна приносить Православная вера. Почему раньше в наших русских православных семьях все были верующими? Потому что жили без суеверий. Сейчас так много суеверий, что порой мы уделяем им больше времени, чем самой вере. Поэтому, пока еще есть время и возможность надо меняться самим в лучшую сторону и тогда вокруг нас люди, особенно близкие нам люди, тоже изменятся в лучшую сторону и после нас встанет этот строй, который идет в Небесной Царствие, в лоне Святой Православной Церкви. Аминь.

Настоятель храма святого праведного воина Феодора Ушакова, протоиерей Алексий Тушев