СЛОВО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ЛАЗАРЯ, МИТРОПОЛИТА СИМФЕРОПОЛЬСКОГО И КРЫМСКОГО

на начало Великого поста (23 февраля 2015 г.)
Возлюбленные о Господе дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю Вас с началом Великого поста.

Это особое духовное время сугубого покаяния. Время для достижения подлинной молитвы, духовного роста. В эти дни мы примиряемся с Богом, преображаемся и сердцем, и умом. Поэтому очень важно, чтобы вступая на поприще грядущей Великой Четыредесятницы, мы со всеми примирились.

Православная Церковь прославляет пост такими богослужебными стихирами: «Пришел пост – мать целомудрия, обличитель греха и проповедник покаяния…».

Каждый православный христианин должен помнить, что смысл поста заключается не просто в отказе от скоромной пищи, но в первую очередь в глубоком покаянии и борьбе с грехом. Земные поклоны, темные ризы, особый строй Богослужений — все призывает нас, отложив земное, обратиться сердцем к Небесному.

Дорогие братья и сестры! Накануне святого поста призываю всех вас подвигом добрым подвизаться. Пусть Господь дарует нам силы духовные и телесные, чтобы достойно пройти это благодатное время. Мы должны вновь пересмотреть всю свою жизнь, принести достойное покаяние, дабы никогда больше не возвращаться на пагубный путь греха. В чем да поможет нам Всемилостивый Господь Своею всесильною помощью.

Благословение Божие да пребудет с Вами,

Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский.

Все мы с вами вот только что слышали благословение нашего митрополита, правящего архиерея Симферопольской и Крымской епархии. Мы также слышали слова Господа в Евангелии от Матфея: «…Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». (14-й стих 6-й главы Евангелия от Матфея)

Эта формула очень простая, согласитесь. Прощение от Господа Бога обретается не количеством молитв и земных поклонов, а в первую очередь отношением к ближним своим, всем окружающим нас людям. Я приведу вам яркий пример из жизни наших святых, чтобы понять, насколько важно прощать друг друга.

В 3 веке, еще на заре христианства жили два добрых христианина: священник по имени Саприкий и мирянин, которого звали Никифор. Они были очень дружны, очень уважительно относились друг к другу, как братья. И между ними произошла ссора, неизвестно по какой причине, но она очень глубоко поразила обоих. Прошло некоторое время, мирянин Никифор одумался, возможно, услышав слова Евангелия о прощении. Он сначала через знакомых просит священника Саприкия простить его, но не получает прощения. Затем он сам приходит и просит прощения и снова не получает его. Почему-то не может священник простить Никифора, была, наверное, серьезная обида.

В то время начались гонения на христиан, и одним из первых повели на пытки и казнь священника Саприкия. Когда Никифор узнал об этом, он выбежал на дорогу, попросил еще раз вслух при всех: «Прошу тебя, прости меня!». И снова не получил прощения. Когда священник Саприкий уже подошел к орудию казни, благодать Божья оставила его. Нашел на него сильный страх перед смертью. И он, выдержав многодневные пытки, истязания, готовый умереть за Христа, принять самый благодатный мученический венец, вдруг перед самой казнью отрекается от Христа и приносит жертву идолам. Никифор, расстроенный таким состоянием дел, при всех называет себя христианином и говорит: «Я готов умереть вместо этого священника, я тоже христианин». Его предают казни, он погибает за имя Христово, за веру. И сегодня вся православная церковь почитает имя этого Божьего угодника, который имел, наверное, очень непростой характер, если так глубоко задел душу и сердце священника. Прося прощения, Никифор стяжал благодать Божью. Он оказался в таком состоянии, когда человек уже не боится смерти. Обычный человек со страхом думает о последнем дне своей жизни, эта мысль приводит его в страшное уныние.

А у людей верующих есть, конечно, и боязнь смерти, но есть и надежда на воскресение, на радость общения с Господом Богом, с ангелами, со святыми. Ведь не напрасно посещали храм, причащались и каялись. Этих людей ждет радостная жизнь после смерти.

Если сердце человека еще боится и трепещет, значит, он еще не готов, и ему предстоит важное и необходимое дело в духовной жизни - стяжание Духа Святого.

Святой мученик Никифор объявил себя христианином и принял смерть за Христа, искренне покаялся и получил прощение за свои прегрешения перед Богом и людьми. Он не боялся смерти, настолько сильна в нем была благодать Божья.

Также все мы, если будем меньше обижаться друг на друга, прощать всех, кто нас чем-то обидел или расстроил, то и нас Господь простит за наши грехи, и благодать Божья будет с нами. Конечно, сложно простить всех. Мы сегодня будем просить прощения друг у друга, и больше всего нам необходимо примириться с теми, кто действительно задел, обидел нас или наших близких. Входя в Великий пост, постараемся простить их всех. Помним о том, что если простим мы своих обидчиков, простит и нас Господь на Страшном Суде. Да поможет нам в этом Господь, все святые и великомученик Никифор.

У нас впереди очень важное время, когда каждый христианин, пересмотрев свою жизнь, подумает: «Господи, как же мне исправиться? Будет великий пост, и я постараюсь стать немного лучше». Давайте будем ценить каждый день Великого поста, настроимся на это время. Потому что Великий пост – это самое благоприятное время для работы над своим духовным состоянием, благодатное время, которое нас ведёт не к трагическому концу, а к радостному празднику - Воскресению Господа, светлой Христовой Пасхе.

Настоятель храма святого праведного воина Феодора Ушакова, протоиерей Алексий Тушев.