25 декабря (12 декабря) 2016 г. Неделя 27-я по Пятидесятнице

Неделя святых праотец. Притча о званых на вечерю

Рождественский пост

«Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.»

(Евангелие от Луки, 76 зач., глава XIV, стихи 16-24)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

С Праздником вас, дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами слышали притчу о званых на вечерю. Эта притча всегда читается за две недели до Рождества Христова в неделю святых праотец, память которых сегодня мы и совершаем. Краткое содержание этой притчи следующее.

Один господин приготовил праздничный ужин и послал своих слуг пригласить на эту трапезу людей. Люди проигнорировали это приглашение, у каждого была своя причина для отказа. Первому помешало то, что он купил землю и ему необходимо было посмотреть ее. Второй купил скотину (волов) и ему надо было испытать их. Третий взял в жены девушку и также отказался. Отказались все уважительно. Никто не сказал, что «мне это не нужно» или, хуже того, «я не люблю этого господина, не уважаю его». Придумали причину, по которой можно было бы отказаться, чтобы не обидеть этого господина. Однако, господин разгневался на них и приказал своим слугам, чтобы они пошли и пригласили на этот ужин всех тех, кого встретят по дороге. Слуги пригласили на вечерю и нищих, и убогих, и больных. Вернувшись к господину, они сказали ему, что есть еще свободные места. Тогда господин сказал слугам, чтобы они приглашали на пир всех остальных, кого только увидят по дороге. Слуги выполнили наказ господина и пригласили абсолютно разных людей, сидящих на перекрестках, у домов, халуг, как написано по-церковнославянски. Всех собрали.

Господь наш Иисус Христос говорит в конце этой притчи такую фразу: «Много званых, но мало избранных!». Конечно же в этой притче два смысла. Первый смысл притчи заключается в том, что иудеи (народ, который был призван от начала времен на Божественную трапезу быть сынами Божьими, близкими к Богу людьми) не приняли Господа, Спасителя нашего Иисуса Христа, отказались приходить на этот «брачный пир» (как написано в евангелии от Матфея).

Эта притча касается не только тех, кого нет сейчас в храме, но и нас самих и в этом заключается второй смысл притчи. Еще раз обратим свое внимание на то, что люди отказались придти на вечерю - такое радостное событие, не сопряженное с выполнением каких-то обязанностей, работ или тяжелым трудом. Их попросили придти на праздник. Причем, пригласил их уважаемый богатый господин. Причины у отказавшихся придти были, конечно, не уважительные. Если земля куплена, то она уже твоя и ты можешь позже обратить на нее внимание. Если приобретены волы, то испытать их можно также чуть позже. Если ты женился, то тем более у вас вся жизнь впереди – приди на вечерю и насладись тем, что приготовил тебе этот уважаемый господин.

К сожалению люди эти отказались и тогда были созваны все те, у кого не было ни волов, ни жен, ни земли. В основном это были люди небогатые, больные – абсолютно другие люди. Эта притча говорит о том, что необходимо найти в нашей жизни некий компромисс между трудом (попечением о земном) и молитвой (попечением о Небесном). Для поиска этого компромисса необходим творческий путь, творческий подход и у каждого человека он свой. Можно привести пример святых Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, которые не могли ходить на Богослужения вместе с братией – им приходилось готовить очень много просфор для всей братии Киево-Печерской лавры. Тогда святые Спиридон и Никодим выучили наизусть Псалтирь, другие молитвы и молились, находясь на послушании.

Эта притча удивляет нас тем, что на описанном пиру, на этой вечере оказываются совершенно случайные люди, которые, по сути своей, недостойны были такого почтения со стороны уважаемого господина. Просто не пришли те, кого господин звал изначально. Их места заняли те, кто согласился придти к господину на пир, отложив на время все свои дела.

На святой горе Афон есть такая популярная «притча». Как говорят святые отцы афонские, если я попаду в Рай, меня будут крайне удивлять три вещи:

1. То, что именно я попал Туда. И это самое главное и удивительное, потому что по грехам я не должен был Туда попасть.

2. То, что я увижу тех, кого не рассчитывал Там увидеть. Это тоже меня изрядно удивит.

3. То, что я не увижу тех, кого ожидал Там увидеть.

Соотносительно этой притче, действительно, мы не можем судить, не можем понять, кто все-таки будет спасен, кого Господь призовет в это Царствие Небесное. Оказалось, Там, еще достаточно места для всех людей и наша с вами задача своей жизнью, молитвой, поведением и смирением как те слуги господина из евангельской притчи помочь Господу нашему Иисусу Христу пригласить, привести к Нему на вечерю всех людей.

Вокруг столько хороших людей, замечательных, добрых, удачных в жизни, но их почему-то среди нас нет – отказались они от этой трапезы, от этого праздника. И собрал тогда Господь всех нищих, больных и убогих. Все мы, наверно, братья и сестры, относимся как раз к этим людям. Когда мы задаем себе вопрос: «Почему я много лет хожу в храм, а остаюсь таким же, как и был?», то надо понимать, что нас Господь призвал лишь только по одной причине – кто-то не пришел на это место и тогда Господь, смилостивившись, призвал нас грешных и недостойных в Царствие Небесное, которое здесь на земле символизирует Храм Божий.

Необходимо сделать несколько очень важных выводов:

1. Благодарить Господа за то, что нам все-таки нашлось место на этом празднике.

2. Научиться жить так, чтобы мирские заботы не мешали нам откликнуться на призыв Божий войти на этот Праздник, на эту Трапезу. Ведь эту Трапезу совершаем не мы с вами. Мы только слуги, которые сослужат самому Господу нашему Иисусу Христу. Сам Господь служит нам!

Будем внимать этой притче и принимать все полезное, что дал нам Господь в этой замечательной притче о званых на вечерю.

Спаси вас Господи! Всем Ангела-Хранителя. Благословение на предстоящую неделю всем вам. Аминь.

Настоятель храма святого праведного воина Феодора Ушакова, протоиерей Алексий Тушев.